RUS ENG

Рассказывают студенты БГУ – участники соревнований по робототехнике

Емельянова Ирина – студентка 2 курса ФПМИ

Впервые с робототехникой я столкнулась, когда в гимназию, где я училась, перевелся мальчик, который занимался этим еще с 6 класса. Тогда мы с ним вместе начали готовиться к олимпиадам по информатике, а после наш учитель информатики предложил мне помочь ему с выступлением на конференции Яндекса по программированию для школьников, где была категория, связанная с робототехникой. Именно тогда меня заинтересовала эта тема и мы начали работать в команде. Потихоньку я изучала новые и интересные вещи, связанные с программированием железа и применение моих знаний алгоритмов в реальной жизни. Тогда я и не думала, что маленькое школьное увеличение превратится в то, чем я планирую заниматься в жизни. Наши навыки не остались незамеченными, когда мы поступили на первый курс в БГУ.

Нам предложили поучаствовать в международной олимпиаде WRO. Хоть мы и участвовали не в самой интересной и привычной для нас категории, однако это был увлекательный и незабываемый опыт. К тому же, мы побывали в Катаре, а туда сложно просто так попасть. Так же большой плюс был в том, что университет поощрил наше участие премией. Так что стоит упомянуть, что и в этом году мы опять принимали участие в этой же олимпиаде, но она проходила в Индии, и мы были уже в другой категории.

Подобные события так же интересны тем, что они позволяют познакомиться с огромным количеством людей, с которыми можно обменяться разработками, знаниями и контактами. Впрочем, как и на различных выставках. Именно выставка, куда нас отправил университет, позволил нашему текущему работодателю нас заметить. Сейчас я и Иван (мой коллега по команде) работаем в Rozum Robotics и занимаемся разработкой руки-манипулятора, которая уже в скором времени составит конкуренцию на международной арене манипуляторам, таким как Universal Robots или Neocortex G2R и т.д.

Грозов Илья – студент 2 курса ФПМИ

- Почему робототехника?

Занимаюсь робототехникой, так как это заставляет решать реальные задачи в реальных условиях.

- Что это значит?

Вспомним, как примерно выглядят классические лабораторные работы по программированию в университете.

Есть задача вида: "Прочитай список студентов из файла и сделай с ними то и то", "Обработай текст", "Напиши простой графический редактор", "Напиши простую игру".

Выполняешь эти задания (не всегда адекватные, плохо сформулированные, с использованием устаревших технологий) и задумываешься: "А зачем я это делаю, какую практическую пользу это принесет мне или людям?".

В лучшем случае попадётся интересное задание, в худшем – сделаешь, только чтобы сдать. Чаще всего - выполняешь с осознанием, что чему-то научишься, приобретёшь какой-то опыт. Но, получается, пишешь разрозненные куски "абстрактных систем".

Написал, запустил на своём ПК, не слишком думая о расходуемых ресурсах, и вроде бы работает: студенты сортируются и отображаются по успеваемости, а Джоконде Да Винчи можно пририсовать усы. Только реальной пользы сейчас от этого нет. В будущем, конечно, может и пригодится. Но задания кажутся мелкими и неполными.

- Какой появилась робототехника в моей жизни?

Есть куча деталей (железок с отверстиями) и микрокомпьютер с довольно ограниченными ресурсами (на уровне ноутбука 2000-х годов, хотя для встроенной системы это отличный показатель), которыми не умеешь пользоваться, и инструкции нет. Есть несколько месяцев до соревнований с довольно сложным заданием. И есть ещё парочка энтузиастов, которым тоже интересно, что можно сделать. Задача: собрать робота для участия.

В нашем случае робот должен был играть в боулинг по правилам, которые подразумевают, что нужно обрабатывать изображение, делать бросок на 5 метров по полученной информации и анализировать результат.

Задача реальна, ресурсы ограничены и начальной информации минимум - это заставляет думать и учиться думать по-другому. Не так, как большую часть времени на первых курсах.

- Что мы делали дальше?

Дальше было несколько месяцев споров, мозговых штурмов и пересборок робота. В последние два месяца - посиделки до двенадцати ночи за калибровками и финальными настройками. Очень тяжело, учитывая старания не отстать по учёбе.

- Что в итоге?

Если опустить промежуточные подробности, коротко о выступлении на чемпионате мира в Индии. Организация была, мягко сказать, не очень. Зато опыт бесценный: команды со всего мира, со своими решениями и историями, а также довольно дружный коллектив, несмотря на соперничество. Хочется даже выразить огромную благодарность команде Египта - они дали нам одну из критических для нас деталей из своих запасов безвозмездно на всё время соревнований, когда наша сломалась, а командам Дании, Мексики, Ирана и другим - за то, что занимали очередь на тесты.

После четырёх тяжелейших дней, когда даже думать о чем-то кроме задания, правил и тестов было невозможно, вернувшись домой, я окончательно понял, что очень хотел бы связать с робототехникой свою жизнь. Лучше даже с прикладной, где ты не ограничен правилами и спектр заданий более широк. Лично мне интересна тема человеческого протезирования и модификации неорганическими элементами. А ведь ещё больше разнообразных частей сферы информационных технологий охватывается в аэрокосмосе. У нас можно наглядно применять такие вещи как Машинное Обучение, Теория Алгоритмов, Анализ Изображений и т.д.

И очень бы хотелось, чтобы в нашей стране робототехника развивалась, а не умерла в зачатке, у нас есть отличные человеческие ресурсы, нестандартный подход к решениям и желание делать что-то новое, применяя доступные знания.

Игнаткевич Федор – студент 2 курса ФПМИ

Робототехника - это актуально!

Если вы хоть немного читали научную фантастику, смотрели фантастические фильмы, ролики Boston Dynamics или просто слышали о роботах, то вас должно заинтересовать это направление в сфере Информационных Технологий.

Если вы хотите заниматься нетривиальным программированием, мечтаете создать искусственный интеллект, или же увлекаетесь техникой, но хотите создать нечто новое, то говорю вам, робототехника - для вас!

По крайней мере, что-то подобное было в моем случае. Я очень люблю программировать, но перспектива стать каким-нибудь веб-разработчиком, несмотря на все преимущества, меня почему-то не прельщала. Хотелось чего-то другого. И в один прекрасный момент мне предложили принять участие в международной олимпиаде по робототехнике WRO.

Нас было три человека в команде. С течением времени мы отработали схему продуктивной работы: я занимаюсь программированием системы, а Илья и Влад занимались механической частью.

Для меня это была отличная возможность поработать с отнюдь не дешевым зарубежным оборудованием. Программирование встроенных систем реального времени, так это, кажется, называется:) Производительный контроллер с мощным процессором и большим количеством возможностей для контроля внешних электронных устройств, сенсоров, моторов, с таким не каждый день дается поработать первокурснику. Решив не использовать официальное программное обеспечение, про которое имелись негативные отзывы, я вел разработку практически с нуля на С++, используя огромные возможности встроенной операционной системы, изучая принципы работы «железа». В результате был получен бесценный опыт и выход в финал на международной олимпиаде по робототехнике.

Хотя организация индийской олимпиады WRO 2016 и оставляла желать лучшего, но сам соревновательный дух, реальное общение с ребятами из других стран, огромное количество позитива: неуверенные иранцы и уверенные в себе русские, смешные сирийцы со взрывающимися аккумуляторами, куча китайцев, команда Тайваня, состоящая из украинцев, трое датчан, ухлестывающих за мексиканкой... Одним словом, это надо видеть.

Должен сказать, у нас в стране это направление находится скорее на стадии развития, так что не раз возникали чисто организационные сложности: с доставкой материалов, деталей, изготовлением необходимого реквизита и проч. Но если задаться целью, вложить себя в это дело, то вместе мы сможем превозмочь начальные трудности и разработать нечто поистине новое и полезное в сфере робототехники, то, чем мы и наши последователи будем гордиться.

Зайков Иван – студент 2 курса ММФ

Я, Иван Зайков, впервые познакомился с робототехникой ещё в 6 классе. Первый опыт был с платформой Arduino. Тогда же я познакомился с языком С и С++. Изготовлением плат и аппаратной части занимался мой отец, а я, в свою очередь, писал программное обеспечение. Меня это очень заинтересовало и уже через год мы изобрели нашего первого робота Джонни: домашний портативный робот небольших размеров, который умеет ездить по комнатам, петь и танцевать.

Лишь одна мысль, что создание собственных, почти живых, существ – это реальность, завораживало и завораживает до сих пор. Со временем я познакомился с множеством других технологий и языков программирования. Следующим серьёзным проектом был мой робот-манипулятор, на базе которого я изучал механику, задачи прямой и обратной кинематики, а также сталкивался с задачами расчёта траектории робота.

И эти знания мне до сих очень помогают: на работе основным направлением является программирования робота-манипулятора, а также решение множества смежных задач, с частью которых я уже встречался в прошлом.

Параллельно изучению программирования под микроконтроллеры, я изучал методы разработки под операционные системы, такие как Windows и Linux. Познакомился с различными архитектурами микроконтроллеров и микропроцессоров. Появилось множество собственных проектов и разработок. Всё чаще проекты вырождались в достаточно сложные программно-аппаратные комплексы, где зачастую приходилось сталкиваться с проблемами машинного зрения и работать с нейронными сетями. В последнее время очень часто сталкиваюсь с разработкой под мобильные приложения, в основном, для управления и контроля роботов. Я понимаю, насколько малую долю знаний я получил на данный момент и стараюсь не останавливаться на достигнутом.

Опыт участия в WRO 2015 и WRO 2016 оставили, в целом, положительные эмоции и богатый опыт участия в подобных олимпиадах. Они, как и любые олимпиады, тесно связаны с разработкой реальных проектов. И, несомненно, развивают некоторые навыки в области робототехники. Как мне кажется, первое знакомство с робототехникой через олимпиады – это хороший старт для дальнейшего развития и изучения нового в данной области :)

 

Бараев Владислав – студент 2 курса ФФ

Жак Фреско однажды сказал: «Роботы уже сегодня могут выполнять практически всю тяжёлую и монотонную, так называемую «чёрную» работу. В ближайшем будущем человек сможет заниматься исключительно творческой деятельностью, а также уделять больше времени своим родным и близким.»
Эти слова для меня не пустой звук, ведь каждому в этом мире давно известно, что за роботами будущее, так почему бы не начать воплощать это в жизнь?
Я хоть и разбираюсь в программировании, я также и физик, поэтому робототехника – это идеальное приложение всех моих знаний. Со своей командой, которая состоит из хорошего программиста, собственно меня, физика и капитана-инженера, можно многого добиться. Вместе с ребятами мы проделали немало работы, и в итоге оказались на международной олимпиаде по робототехнике.
В соревновательной робототехнике, есть одна небольшая, но часто решающая деталь: на демонстрацию своих умений, роботу отводится одно-два заезда-испытания, что очень мало. Робот должен четко и надежно работать всегда, на этом и строится все соревнование, он не имеет право на вторую попытку. А мы, имея большие надежды, но не имея соответствующего опыта, погнались за функциональностью, проглядев надежность…

В финал мы прошли, но в душе мы понимаем, что это не наш результат, мы могли лучше. Как говорят более опытные участники прошлых лет, это была не лучшая WRO, но сама атмосфера олимпиады была прекрасна.
Это направление в нашей стране пока не так развито, однако оно действительно активно развивается. Параллельно мы получаем поддержку от EPAM, что несомненно важно для будущих программистов. В целом я верю, что мы, как страна, сможем добиться серьезных успехов в этой области.

Другие сайты факультетаСтруктураОбразованиеМагистратураНаукаСтудентуВнеучебная деятельностьСистема
менеджмента
качества (СМК)
ОлимпиадыПравовые акты
БГУ, приказы
АбитуриентуШкольникуИсторияИздания факультетаПрофбюро ФПМИПерсональные страницыФотогалереи Центр
Компетенций
по ИТ
Газета ФПМыНаши партнеры